Эксперты мирового уровня небезосновательно утверждают, что с помощью возобновляемых источников энергии (ветра, солнца, воды) можно бороться с ростом цен на традиционные энергоносители, такие как нефть и газ, сообщает 1k.com.ua. В Украине чиновники хоть с опозданием, но тоже осознали это и даже во всеуслышание заявили о взятом на это курсе. Но почему-то при этом ведут себя крайне оригинально: на государственном уровне прекратили выделять средства на реализацию проектов альтернативной энергетики, полностью отдав их в руки частных инвесторов. И лишили финансирования отечественное производство ветроагрегатов, фактически отдав иностранным фирмам заказы, которые могли бы выполнять украинские предприятия.
Спасибо кризису
Ученые посчитали, что на 1 кв. м украинской земли в среднем за год приходится 1040 кВт/ч солнечной энергии, а в Крыму 1400 кВт/ч. Если перевести это в нефтяной эквивалент, получается, что за год на территорию Украины «выпадает» 5 см нефти. И все это богатство даровано нам природой совершенно бесплатно. Неслучайно расчетливые иностранцы семимильными шагами идут к сокращению потребления традиционных энергоносителей, переводя все, что возможно, на альтернативные источники энергии.
Доктор технических наук, замдиректора Института возобновляемой энергетики НАН Украины Степан Кудря привел на X Международной научно-практической конференции «Возобновляемая энергетика XXI столетия» любопытную статистику. Оказывается, в прошлом году в мире не был введен в эксплуатацию ни один атомный реактор, зато мощности ветроустановок выросли по сравнению с предыдущим годом с 19776 до 27261 МВт, а с 2005 года удвоились. Бесспорными лидерами по внедрению альтернативной энергетики в мире считаются США и Китай, незначительно отстают от них Германия и Индия. ЕС же вынашивает просто наполеоновские планы: к 2020 году он собирается довести производство энергии от возобновляемых источников до 20% от фактического потребления.
А что же Украина? Пока ей досталось лишь 33 место в мировом рейтинге, но надо сказать спасибо кризису, благодаря которому украинские власти осознали, что платить за неэкономное потребление нефти и газа государству не по карману. А настоящей победой стало утверждение долгожданного закона о зеленом тарифе (стоимость, по которой энергорынок покупает электроэнергию, вырабатываемую нетрадиционными источниками энергии), до которого руки у парламентариев не доходили несколько лет. К слову, такие тарифы действуют во всех странах, хотя размеры их разные, но именно благодаря им нетрадиционная энергетика считается выгодным бизнесом. Теперь и Украина сможет активно им заниматься, правда, в отличие от Европы, где включен механизм максимального энергосбережения, наша страна до 2030 года собирается в 1,5 раза увеличить электропотребление.
Впереди планеты всей
Крым в вопросах развития альтернативной энергетики всегда был и остается примером для других регионов страны. Замминистра промышленной политики, транспорта, связи и топливно-энергетического комплекса Крыма Вадим Жданов говорит, что первая в мире ветроустановка (ВЭУ) мощностью 100 МВт была введена в эксплуатацию в 1931 году именно у нас. С тех пор, правда, мы не слишком преуспели: на территории полуострова работают всего 4 государственные ВЭС, еще несколько частных проектов находятся в стадии воплощения, зато в Крым часто заглядывают потенциальные инвесторы.
Казалось бы, при таком интересе да природных возможностях автономия уже давно могла бы купаться в дешевой электроэнергии: потенциал Крыма, по подсчетам Института возобновляемой энергетики, достигает 4 тыс. МВт (для сравнения: общая мощность всех украинских ВЭС сейчас всего 90 МВт). «Крым как регион имеет 302% потенциала возобновляемых источников энергии, то есть он на 100% может себя обеспечить как электричеством, так и теплом, и еще 200 экспортировать в другие регионы», — говорит Степан Кудря. Но автономия продолжает упрашивать Киев, чтобы тот дал денег на увеличение пропускной способности ЛЭП, поставляющих электричество на полуостров с материка.
Оказывается, есть две причины, которые не дают Крыму осветить себе жизнь. Первая: для того чтобы застроить перспективные участки ветряками, нужно, чтобы местные советы выделили под них земли: 15 соток под каждую ВЭУ и 15 га отчуждения. А для того чтобы построить полноценную станцию, потребуется не меньше десятка машин. Вырвать у местных советов такое количество земли оказывается делом не для слабонервных. В результате уже зашедшие в Крым инвесторы годами не могут приступить к производственной деятельности, как, например, компания «Нова-Эко», которая с 2001 года бьется над землеотводами и всевозможными согласованиями, и это имея полную поддержку со стороны республиканской власти.
Хотя кому-кому, а местным чиновникам стоило бы знать, что одна работающая ВЭС мощностью 100 МВт дает в год 60 млн. грн. отчислений в бюджеты разных уровней. И новые рабочие места: примерно 25 постоянных плюс временные на период ее строительства.
Неудивительно, что при таком отношении немного иностранных инвесторов доходят до стадии воплощения проектов. В основном заглядывают на полуостров те, кто хочет, что называется, застолбить место на выгодном и перспективном рынке. И это во-вторых. В результате из 4 тыс. МВт ветропотенциала Крыма сегодня инвесторы есть на 1 тыс. МВт — это 1,5 млрд. евро инвестиций. Но их еще никто не видел…
В интересах Запада
Но если внизу чиновники активно сопротивляются приходу инвесторов, то в Киеве им уже отдали всю отечественную ветроэнергетику. Расчет прост: во всем мире этот бизнес считается весьма выгодным, потому что себестоимость производства благодаря зеленым тарифам зафиксирована на весь период эксплуатации ВЭУ, технология не требует топливных расходов, которые постоянно растут, а затраты на ремонт ветряков вполне могут быть спрогнозированы. Словом, уровень риска минимальный. Поэтому власти решили отлучить его от казны, а заодно лишили финансирования и «Южный машиностроительный завод», который с 2002 года за счет бюджетных средств строил ветряки. Главный специалист по воздушно-космическим системам и ветроэнергетическим установкам завода «Южмаш» Владимир Кукушкин говорит: «Начиная с 2002 года в тарифе на электроэнергию были заложены 0,5%, которые шли на развитие ветроэнергетики. Из этих денег в разные годы государство выделяло от 40 до 180 млн. грн. на создание ветроагрегатов, поэтому сегодня все ВЭУ, которые работают в Крыму, сделаны «Южмашем», и не на деньги олигархов или инвесторов, а на деньги государства. Но в нынешнем году вышло постановление, которое обрезало государственное финансирование, в результате «Южмаш» приостановил работы по производству ВЭУ-100 и ВЭУ-600 и теперь ждет инвесторов с деньгами. Хотя приостановка — это потеря технологий и в конечном итоге потеря самого производства. Поэтому хотелось бы, чтобы правительство поняло, что любая остановка — это шаг назад».
Государственное финансирование уже отсутствует, а частные деньги на «Южмаш» пока не пришли, да и придут ли, неизвестно, ведь несмотря на то, что часть потенциальных инвесторов с украинскими корнями, большинство из них иностранцы, которым выгоднее закупить оборудование у зарубежных производителей. Мир переходит на агрегаты мощностью 2 МВт и 5 МВт, а украинские предприятия производят максимум ВЭУ-600 (стоимость ее 600 тыс. евро, а окупит себя она через 4 — 5 лет), потому что переоборудование производства будет стоить миллиарды долларов, которых нет. Так что вполне объяснимо, если инвесторы захотят покупать современные машины, производить которые украинские предприятия не могут. Но как объяснить то, что украинские власти, объявляя о переходе страны на альтернативные источники энергии, по сути, прикрывают собственное производство ветроустановок для перспективной отрасли — товар, который точно будет востребован на рынке?